Помните фрекен Бок: «Ах, какая эта мука - воспитывать!»? На мой взгляд, двойная нагрузка - воспитание гиперактивного ребенка. Хотя, когда в доме маленький электровеник, это интересно и безумно весело. Но загнать его в рамки просто невозможно, не поломав при этом. Как же придать правильную форму таким буйным «цветам жизни»?
А какие они? По определению, в общем, все понятно: гиперактивные детки имеют шило в одном месте, да не одно и не простое, как у большинства шалопаев. Их видно с первого взгляда: хватаются за все игрушки разом, вихрем проносятся по площадке, тараторят без умолку, причем на такой громкости, что закладывает уши. Энергия без определенного вектора. Хаос и полное отсутствие самоконтроля. В отличие от просто бойких ребятишек, ребенок, обладающий гиперактивностью, при всем своем желании зачастую не может «нажать на тормоза». Ему трудно остановить и слезы, и смех, сконцентрироваться на одном деле, усидеть на одном месте. Ожидание – мука мученическая для него. При этом многие мамы замечают, что такие детки знания «схватывают на лету». По собственному опыту могу подтвердить то же самое. Гиперактивность – это не болезнь, но определенная неврологическая проблема, и если она усугубляется СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью), речь уже заходит о диагнозе. Это требует отдельного разговора. Чтобы без ущерба для физического и морального здоровья воспитывать гиперактивного ребенка, понадобиться: А) Крепкая нервная система. Если таковой не обладаете, придется укреплять. Когда ребенок стоит на голове 24 часа в сутки, поневоле хватаешься за успокоительное или ремень. Первое – не панацея. О втором вообще забудьте! Может помочь легкий шлепок по тому месту, где спина заканчивает свое приличное название. Но в исключительных случаях. Кстати, если у родителей с нервами швах, это тоже может стать причиной появления у ребенка гиперактивности. Когда дома бесконечный кордебалет со скандалами, злобная мама или папа-тиран, малыши не только реагируют на обстановку, они изначально получают в наследство психоневрологические неприятности. Так что вся семья должна «закаляться». Можно, например, договориться о системе штрафов за крик и ругань. Дружно устраивать холодные обливания с утречка. Йогой заниматься. Все что угодно, лишь бы не распускаться. Б) Богатое воображение. Оно нужно и для того, чтобы придумать, как держать себя в руках, и для обучения гиперактивного создания, и для внушения ему «законов стаи», т. е. общественных норм. Применяйте сказкотерапию: есть сайты, где можно выбрать уже готовые истории, или сочиняйте сами. Главное - суметь перенести трудную ситуацию на фантастическую почву, и собрать плоды-выводы вместе с малышом. Трудотерапия тоже хороша, только не в качестве наказания, а наоборот. Вспомните креативного Тома Сойера и доверьте ребенку важное дело: помыть посуду, протереть пыль, пропылесосить.
Всегда имейте при себе воздушный шарик, конфету, магнит, фонарик, - любую мелочь, отвлекающую внимание в нужный момент. Это могут быть ключи от волшебной двери, леденец-невидимка, ковер-самолет в виде носового платка. Генерируйте идеи, тормозите истерики, переключайте передачи в вашем «вечном двигателе». Не хочет читать, рисовать, поделки лепить? Завлекайте необычным материалом, пойте на прогулке, рассказывайте стихи на ходу. В) Адекватная самооценка (чтобы не переоценить свои силы и, когда необходимо, обратиться за помощью к специалисту). Г) Хорошо подвешенный язык. Переговорить гиперактивного ребенка трудно, но возможно. Бесконечные, постоянные, дружелюбные и терпеливые объяснения дают результат, ведь количество переходит в качество. Д) Умение отключаться. По квартире уже час носится дикий индеец? Вопит раненый слон? Объявлен межгалактический слет зеленых человечков? Что ж, пока стены не рухнули и соседи не вызвали МЧС, расслабьтесь. Займитесь своими делами. Иначе вас быстренько возьмут в оборот и поставят юнгой или наградят ролью черепашки-ниндзя. Поддакиваете, подыгрывайте издалека, отрешенно. Научитесь дистанцироваться.
Не верьте, что гиперактивным детям нельзя беситься. Можно и нужно «выпускать беса». На детских площадках, спортзалах, на футбольном поле, дома, если созданы условия. Не получается делать это в компании, пусть дурачится один. Отпускайте ребенка на волю, позволяйте ему делать все, что захочет, лишь бы не причинял вред себе и другим. Периодически снова и снова пытайтесь помочь ему влиться в коллектив - для начала небольшой: два, три товарища по играм. Е) Твердая воля. Не принуждайте, а побуждайте и будьте при этом уверены в себе. Как можно чаще и разнообразней мотивируйте к спокойным играм. Как можно реже используйте слово «надо». Ласково, но решительно говорите что-то вроде: "А сейчас мы с тобой будем шить… скафандр (бальное платье)". И терпения нам, родителям вечных двигателей, прыгателей и скакателей!
|