Все дети любознательны от природы, и грех этим не воспользоваться. Знакомство ребенка с азбукой можно начинать в любом возрасте, главное, чтобы малыш уже говорил: пусть не сложносочиненными предложениями, пусть на своем языке. Звуки речи ему уже известны, теперь можно и с буквами подружиться.
Интерактивные азбуки, магниты и кубики с изображением букв - все это не будет лишним. Но нестандартные «пособия» запоминаются ярче. Включим воображение! Только помните, что в любом случае вам нужно будет четко называть буквы. И мой вам совет: начните с гласных. Их легче «пропевать», тянуть, а как показывает практика, детям такое исполнение гораздо интересней. Популярные кубики Зайцева работают по такой системе, и весьма успешно, судя по отзывам родителей и педагогов.
1. Съедобные буквы.
Это могут быть печенья в виде азбуки, которые вы просто купите в магазине. Или маленькие, смешные макароны, тоже изображающие буквы. При известной доле фантазии алфавит можно «состряпать» из любого блюда. Из ломтиков огурца легко вырезать «О». Зеленая «У» или «А» из веточки укропа ярко и весело выглядит на фоне пюре. Любую кашу украсят ягодные буквы или буквы из варенья. В общем, принцип понятен. И вкусно, и полезно, и познавательно! Только не перегните палку, «кормите» ребенка одной буквой в день. Тут главное не количество, а качество.
2. Классики с буквами.
Все просто: вместо цифр пишите буквы в квадратики, а всем известные «классики» рисуете в виде прямой дорожки. Сначала проговаривайте букву, потом ребенок повторяет за вами и прыгает в следующий квадрат с изображением новой знакомой из алфавита.
3. Ребенок залил клавиатуру от компьютера соком? Или размазал на ней пластилин? Это ни что иное, как тяга к знаниям! Купите себе новую «клаву», а испорченную отдайте малышу. Только избавьтесь от проводов, чтобы не путались под ногами. И на клавиши наклейте яркие, четкие изображения букв. Пусть дите барабанит! Периодически можно напевать алфавит, читать стихи про азбуку (Заходера, например), пока ребенок играет.
4. Шарики, камушки, другие подручные средства.
Надуваем воздушный шарик, берем фломастер и вместе с малышом рисуем любую букву. Не забывайте назвать ее! Получается весело и красиво.
То же самое можно делать на морских камушках. Только вместо фломастера лучше использовать акриловые краски. Смываются они не очень хорошо, так что будьте внимательны, держите творческий процесс под контролем!
Фантазируйте, творите вместе с ребенком, оглянитесь вокруг и найдите свой материал для «азбучных» поделок.
5. Лепите! Но не «горбатого».
Буквы очень интересно делать из пластилина или соленого теста. Здесь на глазах ребенка происходит настоящее чудо: волшебным образом «О» превращается, например, в «А». Или в «Е». Ваша кроха уже умеет лепить простейшие «колбаски», «червячков»? Покажите, как из этих элементов сложить любого обитателя алфавита. Заодно развиваете мелкую моторику.
6. На прогулке тоже продолжается знакомство с азбукой!
Не только витрины и рекламные проспекты участвуют в этом. Кругом полно авто и они привлекают внимания и девочек, и мальчиков. А номерные знаки, естественно, содержат буквенные обозначения. Только успевайте следить, чтобы малыш не подходил слишком близко к машинам, не испачкался. А так - кроме пользы и повторения пройденного уже дома – машины могут стать отличным отвлекающим маневром. Цвет, форма, рычание мотора, да еще и буквы! Попробуйте соединить все это в единую сказочную историю, и ваш юный интеллектуал забудет о капризах и истериках.
7. Буквы из конструкторов.
Лего это будет или простой отечественный конструктор с крупными деталями - неважно. Главное, чтобы форма соответствовала очертаниям букв. Опять-таки не забывайте проговаривать вслух или петь вместе с ребенком. Можно попробовать сконструировать сразу несколько и попросить ребенка выбрать поочередно: «Где у нас «А»?»
8. Буквы на стене.
Вырежьте буквы из цветного картона. Приклейте к ним двойной скотч. На стену детской комнаты пристройте кусок старых обоев или доску для рисования. И предложите ребенку приклеивать туда различные буквы. Называйте их вместе. Поправляйте ошибки, если они будут. Не берите сразу слишком большое количество букв.
9. Старые, добрые… фотографии.
Это пособие изготавливается по принципу книжек с алфавитом, где каждой букве соответствует картинка. Ж – жираф, В – виноград. И так далее. В фотоальбом (желательно маленького формата, чтобы маленькому ученику было легче удержать в руках) вложите листы с изображением букв. Напротив – фото или рисунок. «О» - изображение орла или осла. «Б»- снимок бабушки. «П» – папы. Важно, чтобы ребенок знал тот предмет или человека, который изображен. Идентификация должна быть 100-процентной!
10. Игры в буквы.
Жители азбуки – пластилиновые, съедобные, нарисованные на камушках или на слепленные из пластилина, - могут кататься на машинках, прыгать, кувыркаться, ходить друг к другу в гости (и кстати, так начинается чтение, ведь из простых сочетаний букв получаются короткие слова – (АУ, ИА, МУ, МЕ, БЕ и др).
При всем богатстве учебных материалов и «умных» игрушек ничто не заменит ребенку родительского внимания. Помните об этом. Не спешите учить малыша. Поиграйте с ним, в игре можно добиться очень многого!