Ваши дети-подростки жалуются, что установленные вами правила неразумны и не имеют под собой основания? Они раздражены и активно демонстрируют это, и/или всегда стараются увильнуть? Они настаивают, что вы слишком строги и требовательны? Они заявляют, что «вы не понимаете!»? Если так, то пришло время обусудить с ними новые правила, которые вдохновят их к сотрудничеству. Ниже несколько предложений по поводу того, как это стоит сделать.
Сложность: умеренная.
1. Рассмотрите точку зрения вашего ребенка-подростка. Послушайте все, что говорит подросток о ваших правилах. Если дети не согласны с ними, дайте им знать, что вы внимательно и непредвзято выслушаете их мнение и примете его всерьез. Если вы действительно имеете намерение слушать и слышать их возражения и рассматривать то, что предлагают они, подростки будут более открыты к переговорам. Переговоры лицом к лицу и для них, и для вас лучше, чем нарушение установленных правил за вашей спиной.
2. Будьте честны и прямы. Дайте ребенку знать, какие правила доступны для обсуждения и какие нет. И уж сами точно будьте объективны в подобной сортировке. Например, перечень правил, которые можно вынести на переговоры, может включать в себя: «комендантский» час, размер еженедельных карманных денег или работа по дому. К списку незыблемых правил, к примеру, могут относится такие вещи, как запрет на: распивание спиртных напитков до 18, походы во взрослые клубы, вождение без ремня безопасности или непосещение школы.
3. Объясните, и подробно, причины, стоящие за правилами. Не жалуйтесь, и тем более не назначайте сразу его или ее вину, а именно объясните. Когда подросток понимает, почему ему четко были даны те или иные указания, он проявит большую готовность обсудить новые правила и принять к сведению ваши точку зрения и беспокойство. Когда подростки узнают, о чем вы переживаете, они, скорее всего, начнут задумываться о своих действиях. Открытый диалог не только увеличивает шансы на сотрудничество, он создает момент, при котором обе сторону будут учиться друг от друга. Разговор о причинах, стоящих за правилами поощряет сотрудничество благодаря возрастанию понимания.
4. Одобряйте и поощряйте вашего ребенка на то, чтобы он представлял свою точку зрения. Подростки, способные представить разумный аргумент в пользу того, что они думают насчет изменения текущих правил, совершенствуют общее суждение и взгляд на проблему. Всесторонне рассмотрение и обдумывание правил идет рука об руку с верным решением насчет того, как стоит себя вести.
5. Поговорите о РЕАЛЬНЫХ возможных последствиях. Не о маловероятных, и тем более не о надуманных, а о реальных. Подростки часто думают: «со мной такого не случится». И, поверьте, в некоторых случаях это так и есть. Тем не менее, прямой разговор о возможных последствиях в будущем помогает подростку с большей осторожностью планировать свои будущие действия. Не угрожайте. Дайте информацию и придерживайтесь фактов, но не пугайте и не угрожайте. Только при таком раскладе ваш ребенок-подросток сможет подумать над своим поведением и сменить привычный и желаемый ему образ действий, прежде чем что-то случиться.
6. Примите во внимание их прошлое поведение. Обсуждая новые правила с вашим ребенком-подростком, вспомните о его поведении в прошлом. Если он хоть в какой-то мере принимал на себя ответственность (вспомните, как следует) и/или делал достойные выводы из прошлых ошибок, скорее всего он сможет эффективно справиться с новыми послаблениями в правилах. Пусть это будет своеобразный бонус за принятые ими ранее верные решения. Тем не менее, если ребенок убежденно отстаивал свою правоту, это еще не значит, что он не способен адекватно относиться к большей свободе. Здесь главное вам, как родителю, объективно разобраться в ситуации, потратить на это время и усилия, и не принимать все в штыки.
7. Каждую битву за права и свободы выбирайте осторожно. Давайте вашему ребенку-подростку большую свободу действий по мере того, как он демонстрирует свою зрелость в суждениях. Не спорьте, не боритесь и не принуждайте к исполнению правил, которые уже устарели. Дайте вашему ребенку место, чтобы расти, развиваться и взрослеть. Скажем так, пусть у них будет больше простора для действий.
8. Уважайте их мнение. Подростки более склонны к сотрудничеству, когда у них есть право голоса в делах, играющих для них важную роль.
Дополнения и предупреждения: - Обсуждая с ребенком правила, помните, что вы здесь не для того, чтобы доказать свою точку зрения и не для того, чтобы осмеять точку зрения подростка. В ответ на ее или его комментарий «всем можно» или «все это делают» ваши фразы вроде «если все будут с моста прыгать, ты что, тоже?» - не только полностью разрушат все стремление ребенка к переговорам, но и не логичны как таковые. Например, если нет каких-либо индивидуальных логичных причин возвращаться в 18 лет домой не позднее 10 или не ходить на девичник к проверенным подругам на ночь, при том, что на всех остальных подобные правила не распространяются, не правы скорее вы, как взрослый, а не ваш ребенок-подросток. Аналогичное действие окажет и снисходительный или поучающий тон.
|